(057)781-65-50 (068)605-83-92 (057)756-68-06 (093)025-66-93

Вернуться

Йога в лицах: Традиция Махариши Махеш Йоги

Брахмананда Сарасвати

До того как Махариши пришел из Гималаев в 1955 г., он был посвященным учеником известного индийского мудреца Брахаманда Сарасвати. Махараж Джагат-Гуру Бхагван Шанхарашарил из Джиотир-Мас, которого Махариши называл "Гуру Дев". Этот титул обычно дается учителю, который руководит традицией.

Гуру Дев родился в 1868 г. и начал свой духовный поиск в возрасте девяти лет. Еще маленьким мальчиком он понял, что нельзя получить полное удовлетворение в земных удовольствиях, и что истинное наслаждение идет изнутри. Он занялся поисками духовного учителя, поднявшись в Гималаи. Гуру Дев провел в поисках четыре года, прежде чем встретил учителя, который соответствовал его высоким критериям: учитель был не только глубоко осведомлен в философии, но был посвященным и дал обет безбрачия.

Махариши редко рассказывает о своем учителе, утверждая, что все, происходящее в видимой жизни, не может справедливо раскрыть сущность человека (состояние его внутреннего сознания). Он, впрочем, рассказывает одну историю, которая показывает, с какой упорной настойчивостью молодой человек искал учителя.

Во время своих путешествий мальчик встретился с Санйасином, который объявил себя посвященным (Санйасин - это человек, который отказался от всего материального). По традиции, таким людям не разрешалось готовить самим себе пищу, поскольку был запрет на использование огня. Когда мальчик встретил этого человека, первое о чем он спросил у него, может ли он пользоваться огнем. Человек этот страшно разозлился и начал упрекать ребенка за такой вопрос; разве мальчик не знал, что затворникам не р азрешается иметь дело с огнем и что оскорбительно спрашивать об этом? Мальчик ответил просто, что если нет огня и неоткуда его взять, то как же огонь загорается? Мужчина понял, что перед ним больше, чем обыкновенный ребенок, и предложил мальчику стать его учеником. Но мальчик уже знал достаточно, чтобы понять, что этот святой не отвечает его требованиям.

После четырех лет поисков в Гималаях, он, наконец, встретил человека, который удовлетворял его требования. Это был Свами Шри Кришананд Сарасвати, великий мудрец того времени, который жил в глубине гор в местечке под названием Уттар-Каши, чаще называемом "Долина Святых". Мальчик, вскоре стал его ближайшим учеником и пробыл с ним 20 лет.

В возрасте 34 лет он оставил своего учителя и удалился в пещеру в центральной Индии, чтобы прожить в уединении 40 лет. Он был почти полностью отрезан от людей. Горы, в которых он находился, были дикими и неосвоенными, но, даже имея минимальные контакты с людьми, он стал широко известным посвященным.

После 20 лет уединения его попросили покинуть горы и возглавить кафедру в Шанкарашаре в Джиотйр-Мас в северной Индии. Это один из четырех центров обучения, которые Шанкара основал за много столетий до того, пытаясь сохранить свое учение неискаженным. За последние 150 лет не было ни одного достойного претендента на этот пост. Для последователей традиций Шанкары было ясно, что Браха-манда Сарасвати был полностью реализованным человеком, способным вернуть людей в Индии к первоначальным учениям. Но он отказался. Ему постоянно направлялись просьбы покинуть лес и горы и занять этот важный пост, но он упорно отказывался. Прошло еще 20 лет, и на этот раз он не мог отказаться. В Индии каждые 20 лет происходит большая встреча всех святых в Аллахабаде, где встречаются две священные реки Ганг и Ямуна. Этот праздник называется Кумбла Мела. По традиции все Санйасины спускаются с гор. Вместе с тысячами других Гуру, Дев покинул свою пещеру, чтобы участвовать во встрече. Пользуясь случаем, его сторонники организовали церемонию инаугурации. Будучи официально представленным как Шанкарачария из Северной Индии, Гуру Дев принял оказанные ему почести. Он не вернулся в горы, а провел остаток жизни, путешествуя и преподавая по всей Северной Индии и пытаясь восстановить правильное понимание древних учений.

Махариши Махеш Йоги

В это время Махариши изучал физику и химию в университете Аллахабада. Помимо учебы он очень интересовался духовными учителями и услышав, что Брахаманда Сарасвати находится в Аллахабаде, пришел в дом, где остановился учитель. Махариши вспоминает, как его проводили в комнату под самой крышей, где он сидел в темноте и полной тишине, не видя и не слыша известного святого. Спустя некоторое время вдали показалась машина и свет фар мгновенно осветил лицо мудреца. И тотчас же, не сказав и слова, Махариши понял, что перед ним спокойный и мудрый человек. Посетив его несколько раз, Махариши решил стать его последователем. Гуру Дев согласился при одном условии, что тот сначала закончит учебу. Махариши закончил университет, а потом провел двадцать лет учась и работая с Гуру Дев.

За это время Махариши стал ближайшим учеником Гуру Дев и унаследовал мудрость и знание его учения. Со всем этим знанием он решил уединиться в Гималаях. В то время у него не было каких-то особых планов. Он просто хотел побыть в уединении и покое. Но после двух лет одиночества он ощутил призыв вернуться в мир. Затворники пытались переубедить его. По их мнению, окружающий мир был чем-то грязным, и просветленному человеку не имело смысла соприкасаться с ним.

Но желание Махариши росло, и он окончательно покинул покой и одиночество своей горной пещеры и направился в северную Индию. Потом он переехал на юг и, неожиданно его попросили преподавать медитацию. Итак, после двух лет уединения последовали сорок лет наибольшей активности. Махариши продолжает работать день за днем, месяц за месяцем. У него нет времени, чтобы почитать газету или просто поболтать. Все его время посвящено задаче развития коллективоного сознания.

Несмотря на все усилия, которые он отдает работе, никакой личной заслуги в своем успехе он не усматривает. Все заслуги он отдает своему учителю Гуру Деву. Поэтому все свои лекции он завершает словами "Джай Гуру Дев", что значит "Слава Гуру Деву". Это слова признательности Гуру Деву за то, что распространение учения стало возможным.

Первое место, куда прибыл Махариши, когда покинул Гималаи, был штат Керала на юге Индии. Он специально не готовился к выступлению там, он просто был призван посетить это место. Через несколько дней после приезда к нему подошел человек, который узнал в нем монаха с Севера и предложил прочитать недельный цикл лекций. Махариши согласился. Интерес уже к первым его лекциям был настолько велик, что к седьмой лекции зал был переполнен. Его тут же пригласили прочесть лекции в других городах и, в конце концов, он провел шесть месяцев, читая лекции и обучая ТМ по всему штату.

В результате была опубликована его первая книга по ТМ "Свет маяка Гималаев". Тираж был очень маленьким и, к сожалению, эта книга не переиздавалась. Покинув Кералу, он провел 2 года, путешествуя по всей Индии и пропагандируя ТМ. Он быстро добился принятия ТМ как техники и утвердил себя как учитель. В 1958 он организовал "Движение за духовное возрождение", заложив прочный фундамент своему учению и его дальнейшему распространению.

В 1958 году он покидает Индию, путешествует по Востоку, посещает Сингапур и Гавайи и в начале 1959 году приезжает в Калифорнию. Там он проводит несколько месяцев, обучая медитации, и организует постоянно действующий центр "Движение за духовное возрождение", затем отправляется в Нью-Йорк, и оттуда в Европу.

К концу года оказалось, что многие люди заинтересовались изучением ТМ. Махариши понимает, что в дальнейшем не сможет лично справиться с растущим интересом к ТМ. И он решил организовать подготовку учителей ТМ. Его решение не означало подготовку западных гуру и духовных учителей. Он просто разъяснял и обучал искусству овладения медитацией. Он считал, что многие люди могут справиться с этим, приобретя некоторый опыт в ТМ и пройдя определенную подготовку. Первоначально подготовка проходила в Индии, в маленьком городке Ришикеш, в том месте, где Ганг спускается с Гималаев. Сразу за городом, на поросшем лесом крутом холме, Махариши построил медитационный центр, или "ашрам". Там будущие учителя медитации овладевали мастерством преподавания.

Первый набор составил около тридцати слушателей, но к 1960 их число возросло до двухсот. Столкнувшись с растущей потребностью в преподавателях, он открыл курсы по подготовке в Европе, где он смог обеспечить обучение тысячи и более человек. Вскоре он расширил программу подготовки с тем, чтобы первый этап полностью проходил дома. К 1965 году Махариши подготовил в целом около десяти тысяч учителей по медитации.

Поначалу повышение интереса к медитации среди студентов было связано с возрастающим разочарованием в традиционном образовании, "обществе потребления", а главное в том, что молодежь поняла, что употребление наркотиков, похоже, не дало возможности обрести так называемое "альтернативное сознание". В то же время западные ученые начали проявлять большой интерес к физиологическим и психологическим воздействиям медитации, в результате чего ТМ стала получать признание. Это привело к созданию двух организаций: "Международный университет Махариши", который интегрирует изучение ТМ с традиционными академическими дисциплинами, и "Наука созидательного разума", цель которой - использовать пользу и преимущества ТМ для процветания бизнеса и индустрии. За последние 10 лет число занимающихся ТМ росло от 100 до 150% в год, что сделало эту организацию одной из самых быстрорастущих в мире. В середине 1965 число обучившихся ТМ в Америке составило 550000 человек, и более одного млн. во всем мире, причем рост составил 35000 человек в месяц.

Огромный интерес к медитации характерен не только для Америки и Европы. Медитации обучаются в каждой стране мира. Но самый большой интерес был проявлен в самой Индии, вернулась куда медитация

Вернуться

2010-12-08 20:06:50